ТЕХНОЛОГИЯ БОРЬБЫ С КРУПНОМАСШТАБНЫМИ ПОЖАРАМИ НА ОБЪЕКТАХ ТЭК РФ ПРИ ПОСТОЯННО МЕНЯЮЩИХСЯ ВНЕШНИХ УСЛОВИЯХ И ПОВЫШЕННЫХ УГРОЗАХ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТОВ
Как показал анализ процессов ликвидации пожаров на предприятиях хранения, переработки и транспортировки нефти и нефтепродуктов на объектах ТЭК России, пожаров в зоне ответственности российских железных дорог, а также на объектах специального назначения, в том числе в туннелях, за последние два-три года резко повысилась необходимость разработки новых средств пожаровзрывопредотвращения и тактики их применения в условиях постоянно меняющейся обстановки, в том числе связанной с применением зажигательных и взрывчатых средств, например носимых с помощью БПЛА. Специалистами отмечается необходимость совершенствования как нормативной базы, так и самих технологий и средств пожаровзрывопредотвращения. Особая роль должна, по нашему мнению, отводиться системам быстрого реагирования на возникающие пожары и системам, обеспечивающим высокую интенсивность подачи составов и эффективность подавления вновь возникающих и распространяющихся пожаров.
Участие ООО НПО "СОПОТ" в учениях "Безопасная Арктика – 2025".
В период с 29 по 31 января 2025 г. на территории РФ проводились межведомственные опытно-исследовательские учения «Безопасная Арктика – 2025». ООО НПО «СОПОТ» приняло в них участие, представив на испытаниях следующие технологии:
-
- Технологию взрывопожаропредотвращения нефти и нефтепродуктов, а также сжиженных углеводородных газов (СУГ) и сжиженных природных газов (СПГ) с помощью гибридной пены на основе пенообразователей отечественного производства, не содержащих фторированные компоненты.
- Технологию взрывопожаропредотвращения особо взрывопожароопасных веществ и материалов, в том числе аварийно химически опасных веществ (АХОВ), с помощью быстротвердеющей пены.
- Технологию тушения пожаров в резервуарных парках с помощью комплекса робототехнических устройств. Реализация первой технологии осуществлялась с помощью применения установок комбинированного тушения пожаров УКТП «Пурга». Для реализации второго направления применялись установки для подачи быстротвердеющей пены на основе специализированной двухкомпонентной композиции (далее СДКП). Реализация третьего направления осуществлялась с помощью разработанного ООО НПО «СОПОТ» робототехнического комплекса взрывопожаропредотвращения «Пурга» (далее РКВХ «Пурга»).
Тушение пожаров с помощью гибридной пены.
Концепция тушения пожаров с помощью гибридной пены связана с применением многокомпонентных струй воздушно-механической пены, в частности пен низкой и средней кратности. Средства подачи таких пен не исключают, а наоборот активно используют турбулентное смешение водопенных струй в сочетании с использованием ламинарно истекающих струй пены низкой и средней кратности.
Данный способ разработан более 10 лет назад и описан в ряде статей и патентов РФ, например в статье Г.Н. Куприна и И.М. Абдурагимова в журнале «Сфера Нефть и Газ» № 5, 2016 г., стр. 40–41, а также в патенте RU2589562 C2.
УКТП "Пурга".
Способ реализован в установках комбинированного тушения пожаров (далее УКТП «Пурга»), выпускаемых более чем в 100 различных видах, серийное производство которых отлажено в ООО НПО «СОПОТ» (см. рис. 1). Воздушно-механическая пена, получаемая от этих установок, обладает повышенной скоростью растекания по разлитой поверхности нефтепродуктов и твердых горючих веществ, повышенной охлаждаемой способностью и достаточно высокой изолирующей способностью, что позволяет увеличить скорость тушения до 10-20 м2/сек. Дальность подачи струй пены средней кратности (Кп 20–40) от 20 до 120 м. Выпускаются установки производительностью от 2 до 300 л/с.
На учениях «Безопасная Арктика – 2025» в г. Кировске Мурманской области также был представлен один из сотен пожарных поездов, эксплуатируемых в РФ, в составе которых штатно УКТП «Пурга 5» и УКТП «Пурга 30». УКТП «Пурга 30» предназначена для получения воздушно-механической пены средней кратности с повышенной дальностью подачи.
Установка используется для тушения пожаров легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, твердых горючих материалов, а также для создания светотеплозащитных экранов в районах аварий, катастроф, стихийных бедствий, для дегазации и дезактивации, маскировки объектов гражданского и военного назначения.
Установками УКТП «Пурга 5» и УКТП «Пурга» 30 оснащены пожарные поезда, в состав которых включены Автономные пожарные модули контейнерного типа (далее АПМКТ), поставленные на боевое дежурство для защиты Крымского моста (рис. 2, 3).


Аналогичные модули проходят опытную эксплуатацию в Ямало-Ненецком округе на объектах железнодорожной линии «Обская — Бованенково». Эти модули являются самостоятельными средствами пожаровзрывопредотвращения на приграничных к железным дорогам объектам. Они способны немедленно включаться в работу и подавать огнетушащие вещества в процессе движения железнодорожной платформы в составе пожарных поездов. Следует отметить, что появление автономных пожарных модулей контейнерного типа (АПМКТ) актуально еще и потому, что в Российской Федерации появились газомоторные локомотивы, работающие на сжиженном природном газе, для защиты которых они могут быть использованы.
Возможность применения технологии тушения пожаров СПГ подтверждена положительными результатами натурных испытаний, проведенных совместно с ФГБУН «Институт проблем транспорта им. Н.С. Соломенко» РАН.
Пожаровзрывопредтвращение в резервуарных парках.
В рамках учений «Безопасная Арктика – 2025» проверялась новая тактика пожаровзрывопредтвращения в резервуарных парках путем обеспечения защиты не горящих резервуаров от теплового лучистого потока пламени быстротвердеющей пеной на основе СДКП. С этой целью пожарная автоцистерна, входящая в боевой расчет защиты АНОФ-3 Кировского филиала АО «Апатит», была заправлена раствором СДКП, который по команде руководителя тушения пожаров подавался в установку УКТП «Пурга», специально предназначенную для формирования струй БТП. Струя пены подавалась на борт защищаемого резервуара. За счет высокой адгезии и быстрого затвердевания (2–15 сек.) на поверхности резервуара создавался теплозащитный слой серовато-белого цвета, который надежно держался на вертикальной поверхности, не разрушаясь длительное время (более суток).
Данные испытания подтвердили возможность применения новой тактики в условиях дефицита воды и низкой наружной температуры, обеспечивая защиту соседних с горящим резервуаром не путем подачи воды для охлаждения, а путем создания теплозащитного (светоотражающего) слоя быстротвердеющей пены на нагретых металлических конструкциях, что позволяет существенно сократить расходы воды, особенно в условиях Арктики (рис. 4).

Робототехнический комплекс на электромеханической платформе.
На учениях «Безопасная Арктика – 2025» прошел робототехнический комплекс взрывопожаропредотвращения и химзащиты (далее — РКВХ) на электромеханической платформе, состоящий из ведущего РКВХ с лафетным стволом УКТП «Пурга» в спарке с ведомым РКВХ, предназначенным для автоматической прокладки рукавных линий от лафетного ствола к насосной станции (пожарному автомобилю) (рис. 5, 6).
На ведущем модуле смонтирован лафетный ствол УКТП «Пурга 40» для подачи воды или гибридной (комбинированной) огнетушащей пены. Ствол обеспечивает одновременную подачу пены низкой и средней кратности. Производительность ствола 40±5 л/с, давление на входе 0,8–1 МПа. Ведомый комплекс состоит из электромеханической платформы, на которой размещена конструкция с пожарными рукавами диаметром 77 мм суммарной длиной 360 м. (рис. 7)



Технические характеристики комплекса робототехнических устройств на электромеханической платформе.
Максимальная скорость передвижения комплекса в спарке: 15–20 км/ч при полной нагрузке.
Интуитивное дистанционное управление:
-
- на открытой местности: до 1 000 м;
- с выносной антенной подвижного пункта управления 1 500 м;
- в условиях городской инфраструктуры: до 300 м.
Широкий угол обзора: видеонаблюдение осуществляется посредством видеокамер с углом зрения по горизонтали до 100 град.
Высокая проходимость:
-
- в городских условиях и на пересеченной местности;
- по участкам со сложным (сыпучим, влагонаполненным) грунтом, по траве высотой до 1 м, снегу глубиной до 400 мм, в дождь по залитым водой поверхностям глубиной до 300 мм.
Сменные модули полезной нагрузки «Пурга»:
-
- обеспечивают тушение пожаров углеводородных топлив отечественными пенообразователями, свободными от фтора;
- обеспечивают автоматическую прокладку рукавной линии.
Результаты испытаний полностью положительные. Доказана возможность автоматической прокладки рукавной линии с последующей подачей в ведущий робот на лафетный ствол УКТП «Пурга» водопенных средств пожаротушения.
В настоящее время аналогичный комплекс на базе электромеханической платформы «Нерехта» включены в боевой расчет пожарных поездов, обеспечивающих защиту Крымского моста.