АВТОНОМНЫЕ ПОЖАРНЫЕ МОДУЛИ – ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ АНТИТЕРРОРА

Анализ существующих рисков аварий и катастроф на оборонных, промышленных и социально значимых объектах показывает, что вероятность их возникновения резко возросла в последние годы, особенно в связи с ростом террористической активности недружественных стран против Российской Федерации.
Журнал «Оборонно-Промышленный Потенциал» №4 (2023)

Особой мишенью террористических актов являются места сосредоточения в городах и населенных пунктах подвижного железнодорожного состава, перевозящего огромное количество взрывоопасных и пожароопасных грузов (нефти и нефтепродуктов, сжиженных углеводородных и природных газов, строительных материалов, взрывчатых веществ и боеприпасов, аварийно химически опасных веществ и газов), что подтверждается в том числе исследованиями [1]. Примером объекта террористической цели является транспортный переход через Керченский пролив, необходимость и важность пожаровзрывозащищенности которого сегодня не вызывает никакого сомнения.

В целях решения задач по увеличению эффективности пожаровзрывозащищенности Крымского моста Федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» (ФГП ВО ЖДТ России) совместно с ООО НПО «СОПОТ» (г. Санкт-Петербург) разработало и внедрило целый комплекс оборудования для пожаротушения в составе штатных пожарных поездов.

Данный комплекс, выполнен в виде автономных пожарных модулей контейнерного типа (АПМКТ), состоящих из двух утепленных для работы в условиях низких температур самостоятельных контейнеров, устанавливаемых на железнодорожной платформе: АПМКТ-1 на базе 40 футового контейнера и АПМКТ-2 «Зверь» на базе 20 футового  контейнера.

АПМКТ с УКТП «Пурга» и РКВХ с УКТП «Пурга»

1. АПМКТ-1 предназначен для:

− обеспечения процесса пожаровзрывопредотвращения, тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в железнодорожном подвижном составе и на стационарных объектах железнодорожного транспорта, участия в ликвидации последствий аварийных ситуаций с железнодорожным подвижным составом, перевозящим опасные грузы III-IV классов опасности, в пределах тактико-технических возможностей;

− участия в ликвидации пожаров и проведении аварийно-спасательных работ на объектах, предприятиях и организациях, не относящихся к железнодорожному транспорту, в пределах тактико-технических возможностей;

− проведения аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и т.д.

УКТП «Пурга» 150 с дистанционным управлением

В основу формирования концепции АПМКТ-1 с УКТП «Пурга» положена возможность генерации и совместной подачи под напором турбулентных соприкасающихся струй воздушно-механической пены средней кратности и воздушно-механической пены низкой кратности с получением единой струи комбинированной гибридной пены кратностью 30±10 повышенной мощности и дальнобойности, которые, как это было доказано натурными, в том числе огневыми, испытаниями, пригодны для тушения практически всех видов пожаров ЛВЖ и ГЖ, а также СУГ и СПГ.

АПМКТ-1 включает в себя:

  • мощный дизель-насосный агрегат производительностью до 720 м3/ч;
  • блок управления дизель-насосным агрегатом;
  • установка комбинированного тушения пожаров УКТП «Пурга» 150 с дистанционным управлением производительностью 150 л/с по воде и 4 500 л/с по пене;
  • установка комбинированного тушения пожаров УКТП «Пурга» 40 с дистанционным управлением производительностью 40 л/с по воде и 1200 л/с по пене;
  • блок емкостей с увеличенным объемом до 12 000 – 18 000 литров.
  • система всасывающих и напорных трубопроводов;
  • автономная система пеносмешения;
  • система отопления;
  • система приточно-вытяжной вентиляции;
  • системы основного и аварийного освещения модуля и т.д.
УКТП «Пурга» 40 с дистанционным управлением

Характерными особенностями и преимуществами АПМКТ с УКТП «Пурга» являются:

  • способность немедленно включаться в работу и обеспечивать подачу под напором струй комбинированной воздушно-механической гибридной пены с увеличенной дальнобойностью до 100-120 метров и увеличенной в два-три раза скоростью тушения по сравнению с традиционными и известными средствами борьбы с крупномасштабными пожарами ЛВЖ, ГЖ и СУГ;
  • возможность одновременного применения нескольких устройств водопенного пожаротушения с ручным и дистанционным управлением с возможностью управляемых поворотов в вертикальной и горизонтальной плоскостях и с возможностью формирования и подачи под напором нескольких разнонаправленных и спутнонаправленных струй пены;
  • возможность подключения средств пожаротушения к вагону-цистерне или к нескольким вагонам-цистернам с водой в составе пожарного поезда или к сторонним источникам воды в сочетании с большим запасом пенообразователя;
  • возможность подключения к электросети станций, пристанционных и иных объектов с потреблением от них электроэнергии или с подачей в них электроэнергии;
  • наличие автономной системы электрообеспечения и отопления;
  • наличие набора катушек с пожарными рукавами, позволяющими прокладывать рукавные линии на расстояние до 800 м в нужном направлении;
  • наличие видеонаблюдения и дистанционного управления функционированием центробежного насоса, водопенных устройств пожаротушения и устройства смешения воды, выполненных с возможностью управления посредством радиосигналов.

2. АПМКТ-2 «Зверь» предназначен для проведения аварийно-спасательных работ, химической защиты и маскировки, взрывопредотвращения в местах применения аварийно химически опасных веществ, в том числе взрывчатых.

Автономный пожарный модуль контейнерного типа (АПМКТ) с УКТП «Пурга» и роботизированный комплекс взрывопожаропредотвращения и химзащиты (РКВХ) «Пурга»

Основным преимуществом входящего в состав комплекса АПМКТ-2 «Зверь» является наличие системы получения быстротвердеющей пены на основе структурированных частиц кремнезема, которая позволяет использовать его не только для защиты объектов от пожара, но и для снижения воздействия светового излучения, радиоактивного заражения местности и проникающей радиации, а также защиты окружающей среды от испарений аварийно химически опасных веществ (аммиак, гексан, соляная кислота, дихлорэтан, бензол, хлороформ и др.)

Применение быстротвердеющей пены позволяет создавать специальные заградительные огнестойкие полосы на путях распространения пламени за счет способности выдерживать температуру свыше 1 000 градусов, не разрушаясь в течение длительного времени. Быстротвердеющая пена обладает высокой адгезией, в том числе с  гладкими металлиеческими поверхностями, что позволяет обеспечивать защиту конструкций металлических сооружений от светового и теплового излучения пламени. Применение быстротвердеющей пены не исключает возможность подачи воды и воздушно-механической пены.

АПМКТ-2 «Зверь» включает в себя:

  • дизель-насосный агрегат производительностью до 180 м3/ч;
  • блок управления дизель-насосным агрегатом;
  • установка комбинированного тушения пожаров УКТП «Пурга» 40 с дистанционным управлением производительностью 40 л/с по воде и 1200 л/с по пене;
  • установка комбинированного тушения пожаров УКТП «Пурга» 40 мобильная для подачи быстротвердеющей пены;
  • ранцевое устройство пожаротушения РУП УКТП «Пурга» 2 для подачи быстротвердеющей пены;
  • блок емкостей;
  • система всасывающих и напорных трубопроводов;
  • автономная система пеносмешения;
  • система отопления;
  • системы основного и аварийного освещения модуля и т.д.
Подача водопенных струй от УКТП «Пурга» 150

Совокупность вышеуказанных возможностей АПМКТ с УКТП «Пурга» позволяет с повышенной эффективностью и скоростью купировать и тушить крупные пожары и ликвидировать аварии на железных дорогах, а также на удаленных от железнодорожных путей стационарных объектах железнодорожного транспорта, оперативно и равномерно покрывая огнетушащим средством всю пожароопасную площадь.

Генеральный директор ООО НПО «СОПОТ» Куприн Геннадий Николаевич, к.т.н., действительный член НАНПБ
Использованная литература:
  1. С.И. Боровик, М.Н. Боровик, Е.В. Демченко, Д.А. Резниченко. Особенности тушения пожаров и ликвидации аварий на железнодорожном транспорте.
    Челябинск, Издательский центр ЮУрГУ. 2017, стр. 27-32.