AIRPORTS International
(Российская версия издания) №7 за 2010 г., с. 20
Оперативная борьба с пожарами на аэродромах возможна
Статистика
летных происшествий показывает, что наиболее вероятным местом аварий и
катастроф являются аэродром и близлежащие территории - более 70%
трагедий происходят именно там.
Если аэропорты не оснащены эффективными средствами пожаротушения,
последствия могут оказаться тяжкими, и наоборот - чем скрупулезней
руководство и службы аэропорта относятся к безопасности техники и
людей, тем больше вероятность спасения и минимизации урона.
Низкая эффективность пожаротушения приводит не только к уничтожению
огнем дорогой техники, включая воздушные суда, но и к гибели людей.
Статистика указывает на то, что подобныеситуации происходят и в
высокоразвитых странах, а причина катастроф - в отсутствии как
эффективной тактикиборьбы с пожаром, так и эффективных технических
средств и огнетущащих веществ (пенообразователей).
Пожарная безопсность по всему миру регулируется требованиями
Международной организации гражданской авиации ИКАО, в которых записано
необходимое количество и качество средств борьбы с пожарами. А их
отсутствие или несоответствие нормативам может, к примеру, стать
причиной для исключения из списка аэропортов, которым разрешено
осуществлять международные рейсы.
В
80-е гг. прошлого века моду на средства пожаротушения диктовала
американская фирма "3М", разработавшая фторсодержащий пенообразователь
типа "легкая вода". Действительно, эффективность использования ее
припожарах отвечала всем необходимым требованиям, однако экономический
аспект - стоимость пенообразователя была неоправданно высокой -
вынудила искать альтернативные решения.
Многолетняя научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа,
проводимая лично Геннадием Куприным (ныне генеральным директором НПО
"Сопот") на базе Министерства обороны и МВД России, а также совместно с
представителями ряда институтов оборонной промышленности (ОКБ
им.Сухого, ВНИИ ТРАНСМАШ, Академией им. Жуковского и др.), Росавиации,
ВНИИПО МВД России, ВИПТШ МВД России, дала свои результаты: для борьбы и
локализации крупномасштабных пожаров на аэродроиных площадках и в
аэропортах была изобретена установка комбинированного тушения пожаров УКТП "Пурга", производство которой ведется в ООО "НПО "СОПОТ".
Принцип ноу-хау заключен в способе подачи комбинированных струй пен с
повышенными тушащими свойствами на значительно большие расстояния, чем
в предшествующих моделях (для сравнения, дальность увеличиласть с 20 до
100 метров), что сократило время проведения
аварийно-пожарно-спасательных операций в аэропортах и снизило
экономическую составляющую пожаротушения, так как через ы пропускается
пенообразователь обычного типа, по цене намного доступнее
фторированного, в том числе знаменитой "легкой воды" из Америки.

Исследования НПО "Сопот" в направлении повышения эффективности средств
тушения послеаварийных пожаров самолетов показали, что как гражданские,
так и военные самолеты, терпящие крушение в пределах аэродрома, можно
потушить в пределах 1-2 мин, то есть времени, в течение которого
критические значения факторов пожара в самолете еще не наступают. При
использовании установок "Пурга", которые обеспечивают одновременную
подачу струй пен низкой и средней кратности, уже в процессе тушения
возможно проводить аварийно-спасательные работы, так как пены низкой
кратности охлаждают фюзеляж, а пены средней кратности создают защитный
слой под самолетом в зоне горящих нефтепродуктов. Тем самым достигается
эффект, при котором внутри фюзеляжа воздушная среда не будет превышать
значений, опасных для жизни экипажа и пассажиров. То же самое можно
сказать и про огне- и взрывоопасность конструктивных элементов самолета
и его оснащения. Практика показывает, что применение УКТП "Пурга"
позволяет тушить пожары площадью до 1000 кв.м за время, не превышающее
60-90 секунд.

Уникальность установок заключена еще и в том, что в них используются
экологически чистые и доступные по цене отчественные пенообразователи,
при этом эффективность тушения повышается, а стоимость ликвидации
пожара в десятки раз меньше, чем при использовании штатных средств.
Сегодня установками "Пурга" оснащен ряд аэродромов Военно-воздушных сил
России, а также аэропорты Пулково, Уфа, Сургут, Мирный, Жуковский и
многие другие.
|