newПожарная защита на мини-заводах
по производству СПГ

РУССКИЙ ENGLISH

ТЕХНОЛОГИЯ ПОЖАРОТУШЕНИЯ –

ТЕХНОЛОГИЯ АНТИТЕРРОРА


        В мировой практике проведения антитеррористических операций известны случаи, когда во время штурма спецназом захваченного террористами воздушного судна с заложниками бандиты применяли взрывчатые или пиротехнические средства, стрелковое оружие, в результате чего в самолете и вокруг него начинался пожар, который фактически сводил к нулю все усилия по предотвращению теракта из-за несвоевременного принятия мер по ликвидации горения.


Г.Н.

Г. Н. Куприн, генеральный директор
ООО НПО «СОПОТ»
G. Kuprin, SOPOT Director General  _______________________________

     Воздушное судно, заправленное
топливом, представляет собой объект повышенной взрывной и взрывопожарной опасности.
     Конструкции самолета выполнены из легких сплавов и, как правило, не выдерживают воздействия высоких
температур в случае пожара. Быстро и легко разрушаются они также и под воздействием взрывчатых веществ или от применения террористами стрелкового оружия и зажигательных средств.
     Поэтому именно самолет является для террористов одним из наиболее уязвимых объектов для проведения террористических актов. Он же представляется и наиболее выгодным с точки зрения психологического давления на людей.
     Рассмотрим, что может произойти, когда самолет захвачен террористами и они применяют взрывчатые вещества (ВВ) или начинают стрелять.
     К примеру, если ВВ были расположены в районе фюзеляжных топливных баков, внутрь самолета немедленно врывается горящее топливо. В салоне начинается пожар, при котором от 40 до 60 процентов пассажиров погибают практически мгновенно. Оставшиеся в живых могут погибнуть в течение 30–60 по следующих секунд.
     Если в самолете начнется стрельба и пули попадут в кессонные топливные баки, то произойдет взрыв, в результате которого разрушаются жесткие конструкции баков и горящее топливо растекается вокруг самолета, создавая море огня.  При этом конструкции аэроплана с внешней стороны подвергаются воздействию высокой температуры. В результате уже через 30–40 секунд начинает прогорать обшивка фюзеляжа и в салоне появляются продукты разложения и горения.
     Температура внутри самолета резко повышается, и уже в течение одной-двух минут после возникновения наружного пожара в салоне создаются критические (опасные для жизни человека) условия.  Температура возрастает с 30 до 120–130 гр.
     Уже в течение первой минуты с начала горения. Среди пассажиров возникает паника, которая усугубляется наличием продуктов сгорания, задымленностью.
     Зачастую попытка людей прорваться немедленно к выходу приводит к давке, при которой большая часть пассажиров погибают.

     В последующие минуты происходит прогорание обшивки фюзеляжа, и люди погибают уже от воздействия высоких температур.
     Если немедленно после возникновения взрыва и пожара на самолете не принять меры по ликвидации горения, то пожар, как правило, уничтожает самолет полностью, причем более 90% пассажиров погибают.
     Если то же самое происходит на борту боевого или военно-транспортного самолета, в котором имеется вооружение, боеприпасы и тем более ядерное оружие, то последствия теракта могут стать катастрофическими для ближайшего населенного пункта, а то и для целой страны.      Поэтому, если террористы угрожают взорвать или поджечь самолет, антитеррористические отряды должны начинать штурм, имеющий целью освобождение заложников ликвидацию боевиков, только тогда, когда имеется 100-процентная (лучше сказать, секундная) готовность системы, обеспечивающей пожарную защиту воздушного лайнера.
     Следовательно, к системам пожаротушения в процессе проведения антитеррористических операций должны предъявляться особые требования. В частности, скорость ликвидации горения должна быть максимально высокой и составлять не менее 10–20 м2/с. Выполнение этого требования позволит обеспечить защиту экипажа и пассажиров от возникновения внутри самолета критических условий.
     Необходимость нахождения специальных пожарных средств непосредственно в зоне проведения антитеррористической операции обусловлена еще и тем, что должна быть возможность их применения до штурма или в его процессе. Ведь, если до начала штурма террористы успели привести в действие взрывчатые и зажигательные средства, начавшийся пожар не позволит боевым группам провести операцию. Пламя просто не позволит им войти в салон.
     Таким образом, концепция антитеррористических действий, по нашему мнению, должна предусматривать мгновенное использование средств пожарной защиты. При этом пожаротушение не должно препятствовать проведению боевой группой операции по спасению заложников.
     В аэропортах мира до настоящего времени для ликвидации пожаров на воздушных судах используются автомобили малой, средней и высокой грузоподъемности, обладающие (требования ИКАО) высокой скоростью движения.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Разработка и изготовление:
установок комбинированного
тушения пожаров УКТП «Пурга»;
автономных модулей
пожаротушения контейнерного
типа (АПМКТ);
вертолетных водосливных
устройств с установкой УКТП «Пурга» на внешней подвеске вертолетов Ка-32, Ми-8, Ми-26;
пожарной робототехники.

     Данные технические средства, как правило, оснащены мощными мониторами (лафетными стволами), обеспечивающими подачу компактных водопенных струй с большой энергией.
     Этой энергии достаточно для того, чтобы сбить с ног человека, нанести ему увечья. Но иногда она может также привести в действие взрывное устройство или стать причиной детонации боеприпасов.
     Следовательно, применение компактных и динамичных струй в процессе антитеррористических операций нежелательно и неэффективно.
     В то же время в последние годы в петербургском ООО НПО «СОПОТ» разработан новый способ подачи огнетушащих пен различной дисперсности и кратности, которые обеспечивают плавное нанесение на горящее топливо и объект слоя пены. При этом в зоне воздействия пенных струй создается охлажденная зона, под защитой которой можно проводить спасательные операции и возможно даже операции по ликвидации террористов.      Отличительной особенностью данной технологии является то, что в зону горения подаются раздробленные струи пены повышенной кратности (легкие пены), которые обладают повышенной дальностью подачи и высокой огнетушащей эффективностью.
     Данная технология реализована в установках комбинированного тушения пожаров «Пурга» (УКТП «Пурга»).
     Установки изготавливаются как в виде ручных генераторов (переносные), так и стационарных и мобильных комплексов.
     Эффективность применения УКТП «Пурга» доказана длительной практикой тушения с их помощью пожаров горючих жидкостей и многочисленными испытаниями в процессе тушения авиационных пожаров в различных аэропортах России и проведения НИОКР на базе ГНИКИ ВВС и ГосНИИГА.
     Так, например, в случае тушения разлитого вокруг самолета топлива установки обеспечивают скорость тушения 15–20 м2 за секунду. При этом на поверхности горючей жидкости создается слой пены, препятствующий выходу паров в зону горения. Наличие такого слоя пены способствует более безопасному проведению операций по спасению пассажиров и экипажа.
     Установки обеспечивают одновременное охлаждение конструкций самолета и защиту его от воздействия пламени.
     Анализ процесса тушения авиационного пожара и спасения людей показывает возможность применения данной технологии пожаротушения, разработанной ЗАО НПО «СОПОТ»,в процессе антитеррористической операции. При этом необходимо учитывать целый ряд особенностей.
     Например, при штурме самолета, осуществляемом во время горения топлива, пенные струи должны подаваться по направлению движения группы захвата. При этом бойцы спецназа не будут ослеплены пеной, а встречающие их террористы не будут ничего видеть.
     Безусловно, такая концепция антитеррористической операции требует обязательной длительной подготовки, проведения многочисленных тренировок в плане взаимодействия с силами, обеспечивающими пожарную защиту.

a

Ликвидация послеаварийного пожара
самолета установкой «Пурга»

_____________________________ В начало

Г. Н. Куприн, генеральный
директор ЗАО НПО «СОПОТ»,
вице-президент ВАНКБ, к. т. н
YT

Адрес: 196070, Россия, г. Санкт-Петербург, а/я 87
Тел./факс: (812) 464-61-41,
464-61-45, 464-71-66, 464-71-67
E-mail: sopot@sopot.ru
Сайт: www.sopot.ru

Флажок


<<< Назад

// Оборонный ЗАКАЗ - 2011,
№2 (17)- С.52-53


196070, РОССИЯ, Санкт-Петербург, а/я 87
Тел./факс: (812)464-61-41 e-mail: sopot@sopot.ru
Новости О фирме Хроника Продукция Применение Сертификаты Дилеры Официальное представительство в России Заказчики Статьи Контакты