РУССКИЙ ENGLISH

Доклад.

Современные средства борьбы с пожарами на транспорте.

Г. Н. Куприн генеральный директор ООО НПО "Сопот"


     Статистика летных происшествий показывает, что наиболее вероятным местом аварий и катастроф является аэродром и близлежащие территории - более 70 процентов трагедий происходит именно там.
     Поэтому, если аэропорты не оснащены эффективными средствами пожаротушения, последствия окажутся наиболее тяжкими, и наоборот чем скрупулезней руководство и службы аэропорта относятся к безопасности техники и людей, тем больше вероятность спасения и минимизации урона.
     Низкая эффективность пожаротушения приводит не только к уничтожению самолета огнем, но и к гибели людей. Статистика указывает на то, что подобные ситуации происходят и в некоторых высокоразвитых странах, а причина катастроф заключается именно в отсутствии как эффективной тактики борьбы с пожаром, так и эффективных технических средств и огнетушащих веществ (пенообразователей). Пожарная безопасность по всему миру регулируется требованиями международной организации гражданской авиации ИКАО, в которых записано необходимое количество и качество средств борьбы с пожарами. А их отсутствие или несоответствие нормативам может, к примеру, стать причиной для исключения из списка тех аэропортов, которым разрешено осуществлять международные рейсы.


     В 80-е годы прошлого века моду на средства пожаротушения диктовала американская фирма «ЗМ», разработавшая фторсодержащий пенообразователь типа «легкая вода».      Действительно, эффективность использования ее при пожарах отвечала всем необходимым требованиям, однако экономический аспект стоимость пенообразователя была неоправданно высокой — вынудила искать альтернативные решения.
     Многолетняя научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа, проводимая лично Геннадием Куприным (ныне генеральным директором НПО «Сопот») на базе Министерства обороны и МВД России, а также с участием и совместно с представителями ряда институтов оборонной промышленности (ОКБ им.Сухого, ВНИИ ТРАНСМАШ, Академией им. Жуковского и др.), Министерства гражданской авиации, ВНИИПО МВД России, ВИПТШ МВД России, дала свои результаты: для борь­бы и локализации крупномасштабных пожаров на аэродромных площадках и в аэропортах была изобретена установка комбинированного тушения пожаров (УКТП) «Пурга», производство которой ведется в ООО «НПО «СОПОТ».
     Принцип ноу-хау заключен в способе подачи комбинированных струй пен с повышенными тушащими свойствами на значительно большие расстояния, чем в предшествующих моделях (для сравнения, дальность увеличилась с 20 до 100 метров), что сократило время проведения аварийнопожаро-спасательных операций в аэропортах и снизило экономическую составляющую пожаротушения, так как через установки «Пурга» пропускается пенообразователь обычного типа, по цене намного доступнее фторированного, в том числе знаменитой «легкой воды» из Америки.
     Исследования НПО «Сопот» в направлении повышения эффективности средств тушения послеаварийных пожаров самолетов показали, что как гражданские, так и военные самолеты, терпящие крушение в пределах аэродрома, можно потушить в пределах 1-2 минут, то есть времени, в течение которого критические значения факторов пожара в самолете еще не наступают. При использовании установок «Пурга», которые обеспечивают одновременную подачу струй пен низкой и средней кратности, уже в процессе тушения возможно проводить аварийно-спасательные работы, так как пены низкой кратности охлаждают фюзеляж, а пены средней кратности создают защитный слой под самолетом в зоне горящих нефтепродуктов. Тем самым достигается эффект, при котором внутри фюзеляжа воздушная среда не будет превышать значений, опасных для жизни экипажа и пассажиров. То же самое можно сказать и про огне- и взрывоопасность конструктивных элементов самолета и его оснащения.
     Практика показывает, что применение УКТП «Пурга» позволяет тушить пожары площадью до 1000 кв.м за время, не превышающее 60-90 секунд. Уникальность установок заключена еще и в том, что в них используются эколо­гически чистые и доступные по цене отечественные пенообразователи, при этом эффективность тушения повышается, а стоимость ликвидации пожара в десятки раз меньше, чем при использовании штатных средств. Сегодня установками «Пурга» оснащен ряд аэродромов Воен­но-воздушных сил России, а также аэ­ропорты Мирный, Жуковский, Пулково, Уфа, Сургут и многие другие.

ДЛЯ СПРАВКИ

     Когда самолет терпит аварию, как правило, растекается и загорается топливо. Тем­пература в эпицентре пожара становится очень высокой, огонь, перебравшись на обшивку фюзеляжа, мгновенно расплавляет ее. Алюминий, из которого сделан фюзеляж, при горении раскаляется до температуры 600-1200 градусов по Цельсию.
     Этой температуры вполне достаточно, чтобы воспламенились магниевые сплавы, которых в самолете немало. Апофеоз этой цепной реакции - когда в зоне пожара все начинает плавиться и гореть. Элементы конструкции самолета, загораясь друг от друга, практически уничтожают сами себя, и от самолета остаются только отдельные фрагменты. Продукты сгорания, проникающие внутрь фюзеляжа, в сочетании с высокой температурой создают условия, в которых жизнедеятельность становится невозможна.
На военном самолете динамика развития пожара схожа, с той только разницей, что при нахождении на борту боеприпасов они взрываются, а зона пожара увеличивается многократно.

 


196070, РОССИЯ, Санкт-Петербург, а/я 87
Тел./факс: (812)464-61-41 e-mail: sopot@sopot.ru
Новости О фирме Хроника Продукция Применение Сертификаты Дилеры Официальное представительство в России Заказчики Статьи Контакты