newПожарная защита на мини-заводах
по производству СПГ

РУССКИЙ ENGLISH

 Доклад

         Инновационные технологии борьбы с крупномасштабными пожарами – как фактор повышения уровня безопасности и живучести объектов ТЭК
         Куприн Г.Н. генеральный директор ООО НПО «СОПОТ», к.т.н., вице-президент ВАНКБ.

         Освоение шельфа, разведка и разработка нефтяных и газовых месторождений относится к сфере производственной деятельности повышенной опасности.
         Отличительной особенностью аварий и катастроф на морских и береговых объектах является чрезвычайная скоротечность развития процессов, связанных с выбросом углеводородов и их горением в условиях плотного размещения технологического оборудования.
         В мировой истории освоения континентального шельфа известен целый ряд аварий и катастроф возникших и в следствие ошибок при проектировании, и принятии на вооружение недостаточно эффективных концепций и оборудования противоаварийной, противовзрывной и противопожарной защиты.
         Так, например, из-за небольшой аварии на нефтедобывающей платформе Deepwater Horison, компании British Petroleum, в Мексиканском заливе, произошла утечка нефти с последующим крупнейшим пожаром, тушение которого продолжалось несколько суток. Несмотря на тушение пожара, аварию не удалось предотвратить. Ущерб в результате взрыва, пожара и утечки нефти составил несколько десятков миллиардов долларов.
         Также, из-за несвоевременного принятия мер и не эффективного процесса тушения пожара на платформе Рон-Таппмейер 02.10.80 (Красное море) во время бурения произошел неконтролируемый нефтяной выброс с последующим взрывом и пожаром. Погибло 19 человек.
         В Северном море 27.03.83 на платформе Александр Киеланд произошла серия взрывов с последующим пожаром. Погибло 123 человека из-за неэффективных средств пожаротушения. Платформа была полностью уничтожена.
        Еще более катастрофичный случай произошел 06.07.88 года на палубе платформы Piper Alfa, когда в результате ряда чередующихся взрывов возник пожар, уничтоживший платформу. При пожаре погибло 164 человека.
         За последние 30 лет, только на морских платформах произошло более 60 инцидентов в результате которых погибло более 600 человек и многие получили тяжелые ожоги и травмы.
         При этом почти каждый инцидент, связанный со взрывом или пожаром, заканчивается тем, что платформа уничтожалась или становилась непригодной для восстановления.
         Статистика пожаров на морских судах, особенно на судах транспортирующих углеводородное топливо, является не менее трагичной.
         Так, например, в марте 2005 года на греческом танкере MV Polaris, стоявшем в главном ганском порту Tema, произошел сильный пожар. По предварительным данным погибли 18 человек, включая всю команду судна. Пожар развивался очень быстро. Танкер был практически полностью уничтожен огнем, и у людей, находившихся на его борту, не было шансов спастись.
         Серьезный ущерб нанесен портовым сооружениям, в том числе обеспечивающим работу единственного в стране нефтеперерабатывающего завода, который был остановлен, а также терминалу алюминиевой компании. Пожар тушили более 80 человек – пожарные силы порта и военные. В основном они занимались локализацией огня, ожидая, когда выгорят нефтепродукты.
         В марте 2010года, на нефтеналивном танкере типа VLCC Hercules (Малайзия), вследствие взрыва в нефтяном танке произошел пожар. Многие члены экипажа и контрактные рабочие, находящиеся на борту на момент возгорания, получили сильные ожоги.
         В октябре 2010 года на  ст.Богаевская, Ростовской области, РФ, в ходе перекачки нефтесодержащих жидкостей с судна «СВМ-7» на судно «ОС-5», произошло возгорание электронасоса с последующим переходом огня на другое судно. В результате пожара погиб матрос, члены экипажа получили сильные ожоги.
         17 октября 2009 года в порту турецкого курорта Анталья, сдетонировал резервуар с битумом, после чего начался сильный пожар. Погибло 5 человек, 4 человека были тяжело ранены.
         Анализ статистики показывает, что пожары и взрывы происходят также и при столкновениях судов.
         Так, например, в феврале 2009 года, нефтеналивной танкер «Кашмир» столкнулся с контейнеровозом в семи милях от дубайского порта Джабель Али. В результате столкновения произошел пожар на обоих судах, которые были с трудом потушены.
         В июле 2010 года на балкере Yeoman Bontrup, во время погрузочных работ произошел пожар, вследствие которого на судне произошел взрыв газовых баллонов. Пожар удалось потушить только через 2 суток.
         Наиболее важным фактором в локализации и тушении пожаров на морских судах и морских платформах и других объектах морского и берегового базирования является процесс предотвращения пламенного горения в любой форме.
         Физическая сущность этого условия заключается в том, что для обеспечения собственно процесса тушения пожара, необходимо создать такие условия, которые исключили бы возможность продолжения горения в любой форме.
         Именно это обуславливает необходимость обеспечения мгновенной ответной реакции на процесс возникновения пожара любого масштаба.
         Таким образом, с началом освоения шельфа северных и южных морей, также освоения Арктики и Антарктики весьма актуальным стал вопрос создания эффективных средств тушения пожаров углеводородных топлив на морских судах и платформах для добычи углеводородов, а также объектах морского и берегового базирования.
         До последнего времени тушение пожаров нефти и нефтепродуктов разлитых на воде, суше или находящихся в танках, емкостях, транспортных средствах обеспечивалось мощными мониторами большой производительности и дальнобойности.
         Эффективность этих средств проявлялась главным образом за счет применения пенообразующих средств на основе фторсодержащих компонентов типа AFFF («легкая вода»).
         В то же время в последние годы из-за обнаружения экологической опасности фторсодержащих пенообразователей, изготовление и применение которых было запрещено несколько лет назад Комитетом по экологии Организации Объединенных Наций, возникла новая проблема альтернативной замены ранее разработанных лафетных стволов (мониторов) адаптированных именно к фторсодержащим пенообразователям.
        Простая замена фторсодержащих пенообразователей на углеводородные, синтетические и другие типы пенообразователей, является процессом не эффективным и не дает результата равного применению пенообразователя типа AFFF.
         Поиском альтернативы «легкой воды» и устройств получения пены на ее основе еще в 80-90гг. занимались российские ученые и в том числе специалисты ООО НПО «СОПОТ».
         В процессе исследований и проведения ОКР, был найден новый способ (технология) импульсного пожаротушения в основе которого лежит импульсная генерация пен различной дисперсности и кратности, реализованный с помощью технических средств транспортировки и подачи огнетушащих пен.
          Данные технические средства имеют торговую марку «Пурга» (Blizzard).
          Они отличаются от существующих мировых аналогов возможностью одновременной подачи огнетушащих пен различной дисперсности и кратности.
         В процессе подачи струй осуществляется обмен кинетической энергией от струй пены повышенной плотности струям пен с низкой плотностью, полученных с помощью импульсной генерации на сеточных генераторах и  их смешение в спутных струях.
         Данная технология разрабатывалась специально для тушения быстроразвивающихся послеаварийных пожаров воздушных судов на земле, где высокая скорость пожаротушения является жизненно необходимым процессом, поскольку воздушные суда конструктивно выполнены из материалов с низким пределом огнестойкости, в процессе горения авиационных материалов выделяется высокая тепловая энергия значительно ускоряющая процесс горения, разрушения конструкций, что увеличивает вероятность гибели людей, доводя аварию до катастрофических последствий.
         Опыт тушения пожаров авиационных топлив с помощью установок «Пурга» показал на возможность ликвидации горения на любой площади воздушно-механическими пенами на основе обычных экологически чистых пенообразователей российского производства, за время 30-60 сек., то есть за тот период, когда еще имеется большая вероятность спасения жизни пассажиров и экипажа, оборудования и материальных ценностей, а также самой авиационной техники.
         Данный способ и устройство его реализующее, а именно установки «Пурга», был недавно проверен на крупнейших в мире за последние 10-20 лет огневых натурных испытаниях в г.Атырау, Республика Казахстан (июнь 2010г.).
Во время данных испытаний был сымитирован пожар разлитого дизельного топлива на площади 2000 м2. Испытания проводились в солнечную погоду при температуре 400С.
Для тушения пожара применялись установки УКТП «Пурга 30» и УКТП «Пурга 10». Суммарная производительность установок составила 80 л/с.
         Интенсивность подачи воздушно-механической пены составила 0,04л•с/м2, что в 2 раза ниже нормативной интенсивности подачи требуемой согласно принятых норм и правил по тушению нефтепродуктов как в России, так и за рубежом.
Несмотря на незначительную интенсивность подачи, пожар был ликвидирован с помощью установок «Пурга» за 1,5-2 мин.
Данными испытаниями доказано, что технология тушения пожаров комбинированным способом, то есть одновременной подачей пен различной кратности, обладает высокими возможностями, чем используемые сегодня подразделениями пожарной охраны штатные средства пожаротушения.
         Поэтому разработка технических средств подачи пен большой производительности и дальнобойности на основе технологии ООО НПО «СОПОТ» и обеспечивающих одновременно комбинированную подачу не фторсодержащих огнетушащих пен, имеет высокую перспективу.
         Одним из наиболее взрывопожароопасных мест нефтедобывающих платформ или крупных морских судов являются вертолетные посадочные площадки.
         Практика тушения пожаров на объектах авиационной техники, в том числе на вертолетах, показывает, что нормативные требования к проектированию систем противопожарной защиты вертолетных площадок являются заниженными. Они построены в основном на знании процесса тушения пожаров легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, при которых не учитывается такой параметр, как динамика развития послеаварийного пожара самого вертолета на вертолетной площадке и скорость тушения разлитого топлива в сочетании с необходимостью одновременного охлаждения горящих металлических конструкций вертолета, а также интенсивности ветровых нагрузок (воздействие ветра) в районе вертолетной площадки морского судна или нефтяной платформы. Неучитывание этих параметров приводит к резкому снижению уровня противопожарной защиты объекта.
         Из-за отсутствия эффективных средств пожаротушения и не своевременного принятия мер по борьбе с пожаром, 14 мая 2001г. полностью сгорел военный вертолет Ка-27 ПС, вертолет Ми-8 авиакомпании «Нарьян-Марский объединенный отряд» 25 августа 2004г. в Ненецком автономном округе. Отсутствие эффективных средств пожаротушения привело к катастрофе на посадочной площадке разведочной скважины №774 Воргенского месторождения 2 июля 2008г. В результате этой катастрофы 9 пассажиров погибло, а 4 пассажира и члена экипажа получили травмы и ожоги различной степени тяжести.
         Как правило, в процессе проектирования противопожарной защиты вертолетных площадок за расчетную интенсивность подачи и удельного расхода водопенных средств, принимается величина равная 0,09л • с/м2. Этого количества совершенно не достаточно для обеспечения процесса тушения пожаров на вертолетной площадке. Нормативная интенсивность подачи должна быть по меньшей мере в 1,5-2 раза выше.
         Вместе с тем, используя новую технологию одновременной подачи пен низкой и средней кратности, можно добиться существенного увеличения скорости пожаротушения даже при использовании не фторсодержащих пенообразователей.
Такую возможность обеспечивают установки «Пурга».
         В основе концепции противопожарной защиты вертолетной площадки положено создание автоматической или полуавтоматической системы пожаротушения с использованием установок «Пурга». При этом в составе этой системы предлагается использовать автономный пожарный модуль контейнерного типа (АПМКТ) с установками «Пурга», размещение которого должно быть максимально приближено к вертолетной площадке.
         В состав системы входят:
                  1.Насосная станция с дизельными или электрическими двигателями, производительность насоса определяется в каждом конкретном случае при проектировании. Станция должна иметь запас воды и раствора пенообразователя достаточный для обеспечения 100%-ого тушения на расчетной площади.
                  2.Система трубопроводов (сухотрубов) и средств подачи сигнала и включения насосной станции и подачи пены на площадку.
                  3.Система кольцевого трубопровода с размещенными на нем установками «Пурга» ориентированными таким образом, чтобы обеспечивалось одновременное создание слоя пены на площадке и охлаждение конструкций вертолета в горящей зоне площадки.
         Натурные испытания образцов автономной системы пожаротушения вертолетной площадки с использованием вышеупомянутой техники, показали ее возможность обеспечения пожаротушения до наступления катастрофических факторов.

<<<Назад


196070, РОССИЯ, Санкт-Петербург, а/я 87
Тел./факс: (812)464-61-41 e-mail: sopot@sopot.ru
Новости О фирме Хроника Продукция Применение Сертификаты Дилеры Официальное представительство в России Заказчики Статьи Контакты