РУССКИЙ ENGLISH

Report

        Innovative technologies to combat large-scale fires - as a factor in increasing the safety and survivability of fuel and energy facilities
       Kuprin, the General Director of the NGO "Sopot", Ph.D., Vice President WASCS.

           Shelf development, exploration and development of oil and gas fields is a matter of production activity increased danger.
           A distinctive feature of accidents and disasters at sea and onshore is the extremely short duration of the development process associated with the release of hydrocarbons and their combustion in the dense placement process equipment.
          The world history of continental shelf is known a number of accidents and disasters arising in consequence of errors in the design, and adoption of underperforming concepts and emergency equipment, and fire-proof protection.
         For example, due to a small accident on the oil platform Deepwater Horison, the company British Petroleum, Gulf of Mexico oil leak, followed by a large fire, fire which lasted for several days. Despite the suppression of fire, accident could not be prevented. Damage in the explosion, fire and oil spill was several tens of billions of dollars.
         Also, because of the timing of intervention and not an efficient process extinguishing platform Rhone Tappmeyer 02.10.80 (Red Sea) during drilling occurred uncontrolled release of oil from the explosion and subsequent fire. 19 people died.
        In the North Sea platform 27.03.83 Kieland Alexander, a series of explosions followed by fire. 123 people have died due to inefficient fire extinguishers. The platform has been completely destroyed.
        Even more catastrophic event occurred 07.06.88, at deck platform Piper Alfa, as a result of a series of alternating explosions caused a fire that destroyed the platform. When fire killed 164 people.
         Over the past 30 years, just offshore was more than 60 incidents resulting in the deaths of over 600 people and many suffered severe burns and injuries.
        Moreover, almost every incident of explosion or fire, ends up with a platform destroyed or becomes unusable for recovery.
         Fire Statistics on vessels, especially on ships transporting hydrocarbon fuels, is no less tragic.
        For example, in March 2005, the Greek tanker MV Polaris, who was standing in the main Ghanaian port of Tema, there was a big fire. According to preliminary data, 18 people were killed, including the entire crew. The fire developed very quickly. The tanker was completely destroyed by fire, and the people on board, there was no chance of escape.
        Serious damage was caused to port installations, including providing work the country's only oil refinery, which was shut down, as well as the terminal aluminum company. Fire put out more than 80 people - fire power port and the military. They are mostly engaged in the localization of the fire, waiting for the oil will burn.
        In March 2010goda on type oil tanker VLCC Hercules (Malaysia), due to an explosion in the oil tank on fire. Many of the crew members and contract workers on board at the time of fire, received severe burns.
        In October 2010, the st.Bogaevskaya, Rostov Oblast, Russia, during the transfer of oily liquid from the vessel "SVM-7" on board "OS-5" caught fire with the subsequent passage of the electric fire on another ship. The fire killed a sailor, crew members received severe burns.
        October 17, 2009 in the port of the Turkish resort of Antalya, detonated tank with bitumen, and then began a strong fire. 5 people were killed, 4 people were seriously injured.
         Analysis of the statistics shows that fires and explosions occur also in ship collision.
         For example, in February 2009, the oil tanker "Kashmir" container ship collided with seven miles from Dubai's Jebel Ali port. The collision was a fire on the two ships, which were difficult to put out.
         In July 2010, the bulk carrier Yeoman Bontrup, during loading operations there was a fire, due to which the ship exploded gas cylinders. The fire was put out in just 2 days.
        The most important factor in locating and extinguishing fires on ships and offshore platforms and other objects of the sea and shore-based prevention is the process of flaming in any form.
         The physical nature of this condition is to ensure that the actual process of fighting a fire, you need to create the conditions that would prevent the continuation of burning in any form.
         That is what makes it necessary to provide instant response to the process of a fire of any size.
         Thus, from the beginning of development of the shelf of the northern and southern seas, as Arctic and Antarctic very relevant question became effective means extinguishing hydrocarbon fuel on ships and platforms for the production of hydrocarbons, as well as objects of sea-and land-based.
         Until recently, the fire extinguishing oil and oil spilled on water, land or are in tanks, containers, vehicles, provides a powerful displays great performance and range.
      The effectiveness of these tools appears mainly through the use of blowing agents based on fluorine-containing components such as AFFF («light water").
       At the same time, in recent years, due to the detection of environmental hazards of fluorinated blowing agents, production and use of which was banned a few years ago, the Committee on the Environment of the United Nations, a new problem arose alternative replacement of previously developed fire monitors (monitors) is adapted to the fluorinated blowing agent.
       Simple replacement of fluorinated blowing agents for hydrocarbons, synthetic and other types of foam, is a process not effective and does not result equal application of foam type AFFF.
         Search for an alternative to "light water" and a foam devices based on it in 80-90gg. occupied by Russian scientists and specialists, including JSC NPO "Sopot".
         In the process of research and R & D, has been found a new way (technology) pulsed fire based on the pulse generation foams different dispersion and multiplicity, implemented by means of means of transportation and supply of fire extinguishing foams.
         These technical means have the trademark "Blizzard."
          They are different from the existing world counterparts ability to simultaneously extinguishing foams different dispersion and multiplicity.
         In the process of applying for the exchange jet kinetic energy of high-density foam jets jets foams with low density obtained using pulse generation for grid generator and mixing in the wake.
        This technology was developed specifically for emerging post-emergency fire fighting aircraft on the ground, where the high rate of fire is a vital process, as flights structurally made of materials with low fire resistance, in the process of combustion of aviation materials provides high heat accelerates the process of burning, destruction designs, which increases the probability of death of people, leading to catastrophic consequences of an accident.
        Experience fire-fighting aircraft fuels with plants "Blizzard" showed the possibility of the elimination of burning on any area of air-mechanical foams based on conventional organic foams produced in Russia, during the 30-60 sec., That is the period when there is still a large likely save the lives of passengers and crew, equipment and property, and also the aircraft.
         This method and apparatus for its implementation, namely the installation "Blizzard", has recently been tested in the world's largest for the last 10-20 years of fire field testing in Atyrau, Kazakhstan (June 2010.).
        During these tests was simulated fire spilled diesel fuel on an area of 2000 m2. Tests were carried out on a sunny day at 400°C.
Used for fire fighting installation ICFF "Blizzard 30" and ICFF "Blizzard 10". Total capacity of plants was 80 l/s.
         The flow rate of air-mechanical foam of 0.04 l • s/m2, which is 2 times lower than the standard flow rate required by rules and regulations adopted for extinguishing oil products in Russia and abroad.
         Despite the small flow rate, fire was extinguished by installations "blizzard" for 1.5-2 min.
These tests proved that the technology of fire extinguishing combined method, that is, simultaneous supply of foams with different degrees, has a higher capacity than used today fire departments established fire protection.
        Therefore, the development of technical means of making foams great performance and range of technology-based JSC NPO "Sopot" and at the same time providing a combined flow is not fluorinated firefighting foam has a high prospect.
         One of the most explosive places oil platforms or large ships are helicopter landing pads.
         Practice extinguishing fires at the facilities of aircraft, including helicopters, shows that the regulatory requirements for the design of fire protection systems helipads are understated. They are built mainly on the knowledge of the process of extinguishing flammable and combustible liquids, which do not take into account a parameter such as the dynamics of the fire disaster of the helicopter on the helipad and the quenching rate of spilled fuel, combined with the necessity of simultaneous cooling of hot metal airframe, and the intensity wind loads (wind effects) near the helipad ship or oil platform. Disregard of these parameters leads to a dramatic reduction in fire protection facility.
        Because of the lack of effective fire fighting and timely responses to fire, 14 May 2001. burned down a military helicopter Ka-27 PS, Mi-8 helicopter airline "Naryan-Mar United Squad" 25 August 2004. in the Nenets Autonomous District. The lack of effective fire fighting led to a catastrophe for the landing site exploration well № 774 deposit Worgen 2 July 2008. As a result of the disaster of 9 passengers were killed and four passengers and crew members were injured and burns of varying severity.
         Typically, in the design of fire protection helipads for clearing the flow rate and specific consumption of water and foam means, take the value equal to 0.09 liters • s/m2. That number was not quite enough for the process extinguishing fires at the heliport. Regulatory flow rate should be at least 1.5-2 times higher.
        However, using the new technology of simultaneous submission pen low and medium expansion, we can achieve a significant increase in fire rate, even with no fluorinated blowing agents.
        Such opportunity is provided through an "Blizzard".
         The concept of fire protection helipad built on a semiautomatic or automatic fire extinguishing system using plants "Blizzard." In the composition of this system, we propose to use autonomous fire unit of container (APMKT) with the installation of "Blizzard", placement of which should be as close to the helipad.
       The system includes:
                  1.Pump station with diesel or electric motors, pump capacity is determined in each case in the design. The station should have a supply of water and foam solution sufficient to provide 100% of th fire on projected area.
                  2.Piping system (suhotrubov) and means the alarm and turn the pump station and the foam on the site.
                  3.System circular pipeline of hosted installations "Blizzard" oriented so as to ensure the simultaneous creation of a layer of foam on the floor and cooling the airframe in a burning zone area.
        Field tests of samples of an autonomous system firefighting helicopter pad using the above technique, demonstrated its ability to provide fire before the catastrophic factors.

<<<Back


196070, RUSSIA, Saint-Petersburg, a/b 87
Phone/Fax : (812)464-61-41 e-mail: sopot@sopot.ru
News About Chronics Products Application Certificates Distibutors Clients Articles Contacts

newПожарная защита на мини-заводах
по производству СПГ

РУССКИЙ ENGLISH

 Доклад

         Инновационные технологии борьбы с крупномасштабными пожарами – как фактор повышения уровня безопасности и живучести объектов ТЭК
         Куприн Г.Н. генеральный директор ООО НПО «СОПОТ», к.т.н., вице-президент ВАНКБ.

         Освоение шельфа, разведка и разработка нефтяных и газовых месторождений относится к сфере производственной деятельности повышенной опасности.
         Отличительной особенностью аварий и катастроф на морских и береговых объектах является чрезвычайная скоротечность развития процессов, связанных с выбросом углеводородов и их горением в условиях плотного размещения технологического оборудования.
         В мировой истории освоения континентального шельфа известен целый ряд аварий и катастроф возникших и в следствие ошибок при проектировании, и принятии на вооружение недостаточно эффективных концепций и оборудования противоаварийной, противовзрывной и противопожарной защиты.
         Так, например, из-за небольшой аварии на нефтедобывающей платформе Deepwater Horison, компании British Petroleum, в Мексиканском заливе, произошла утечка нефти с последующим крупнейшим пожаром, тушение которого продолжалось несколько суток. Несмотря на тушение пожара, аварию не удалось предотвратить. Ущерб в результате взрыва, пожара и утечки нефти составил несколько десятков миллиардов долларов.
         Также, из-за несвоевременного принятия мер и не эффективного процесса тушения пожара на платформе Рон-Таппмейер 02.10.80 (Красное море) во время бурения произошел неконтролируемый нефтяной выброс с последующим взрывом и пожаром. Погибло 19 человек.
         В Северном море 27.03.83 на платформе Александр Киеланд произошла серия взрывов с последующим пожаром. Погибло 123 человека из-за неэффективных средств пожаротушения. Платформа была полностью уничтожена.
        Еще более катастрофичный случай произошел 06.07.88 года на палубе платформы Piper Alfa, когда в результате ряда чередующихся взрывов возник пожар, уничтоживший платформу. При пожаре погибло 164 человека.
         За последние 30 лет, только на морских платформах произошло более 60 инцидентов в результате которых погибло более 600 человек и многие получили тяжелые ожоги и травмы.
         При этом почти каждый инцидент, связанный со взрывом или пожаром, заканчивается тем, что платформа уничтожалась или становилась непригодной для восстановления.
         Статистика пожаров на морских судах, особенно на судах транспортирующих углеводородное топливо, является не менее трагичной.
         Так, например, в марте 2005 года на греческом танкере MV Polaris, стоявшем в главном ганском порту Tema, произошел сильный пожар. По предварительным данным погибли 18 человек, включая всю команду судна. Пожар развивался очень быстро. Танкер был практически полностью уничтожен огнем, и у людей, находившихся на его борту, не было шансов спастись.
         Серьезный ущерб нанесен портовым сооружениям, в том числе обеспечивающим работу единственного в стране нефтеперерабатывающего завода, который был остановлен, а также терминалу алюминиевой компании. Пожар тушили более 80 человек – пожарные силы порта и военные. В основном они занимались локализацией огня, ожидая, когда выгорят нефтепродукты.
         В марте 2010года, на нефтеналивном танкере типа VLCC Hercules (Малайзия), вследствие взрыва в нефтяном танке произошел пожар. Многие члены экипажа и контрактные рабочие, находящиеся на борту на момент возгорания, получили сильные ожоги.
         В октябре 2010 года на  ст.Богаевская, Ростовской области, РФ, в ходе перекачки нефтесодержащих жидкостей с судна «СВМ-7» на судно «ОС-5», произошло возгорание электронасоса с последующим переходом огня на другое судно. В результате пожара погиб матрос, члены экипажа получили сильные ожоги.
         17 октября 2009 года в порту турецкого курорта Анталья, сдетонировал резервуар с битумом, после чего начался сильный пожар. Погибло 5 человек, 4 человека были тяжело ранены.
         Анализ статистики показывает, что пожары и взрывы происходят также и при столкновениях судов.
         Так, например, в феврале 2009 года, нефтеналивной танкер «Кашмир» столкнулся с контейнеровозом в семи милях от дубайского порта Джабель Али. В результате столкновения произошел пожар на обоих судах, которые были с трудом потушены.
         В июле 2010 года на балкере Yeoman Bontrup, во время погрузочных работ произошел пожар, вследствие которого на судне произошел взрыв газовых баллонов. Пожар удалось потушить только через 2 суток.
         Наиболее важным фактором в локализации и тушении пожаров на морских судах и морских платформах и других объектах морского и берегового базирования является процесс предотвращения пламенного горения в любой форме.
         Физическая сущность этого условия заключается в том, что для обеспечения собственно процесса тушения пожара, необходимо создать такие условия, которые исключили бы возможность продолжения горения в любой форме.
         Именно это обуславливает необходимость обеспечения мгновенной ответной реакции на процесс возникновения пожара любого масштаба.
         Таким образом, с началом освоения шельфа северных и южных морей, также освоения Арктики и Антарктики весьма актуальным стал вопрос создания эффективных средств тушения пожаров углеводородных топлив на морских судах и платформах для добычи углеводородов, а также объектах морского и берегового базирования.
         До последнего времени тушение пожаров нефти и нефтепродуктов разлитых на воде, суше или находящихся в танках, емкостях, транспортных средствах обеспечивалось мощными мониторами большой производительности и дальнобойности.
         Эффективность этих средств проявлялась главным образом за счет применения пенообразующих средств на основе фторсодержащих компонентов типа AFFF («легкая вода»).
         В то же время в последние годы из-за обнаружения экологической опасности фторсодержащих пенообразователей, изготовление и применение которых было запрещено несколько лет назад Комитетом по экологии Организации Объединенных Наций, возникла новая проблема альтернативной замены ранее разработанных лафетных стволов (мониторов) адаптированных именно к фторсодержащим пенообразователям.
        Простая замена фторсодержащих пенообразователей на углеводородные, синтетические и другие типы пенообразователей, является процессом не эффективным и не дает результата равного применению пенообразователя типа AFFF.
         Поиском альтернативы «легкой воды» и устройств получения пены на ее основе еще в 80-90гг. занимались российские ученые и в том числе специалисты ООО НПО «СОПОТ».
         В процессе исследований и проведения ОКР, был найден новый способ (технология) импульсного пожаротушения в основе которого лежит импульсная генерация пен различной дисперсности и кратности, реализованный с помощью технических средств транспортировки и подачи огнетушащих пен.
          Данные технические средства имеют торговую марку «Пурга» (Blizzard).
          Они отличаются от существующих мировых аналогов возможностью одновременной подачи огнетушащих пен различной дисперсности и кратности.
         В процессе подачи струй осуществляется обмен кинетической энергией от струй пены повышенной плотности струям пен с низкой плотностью, полученных с помощью импульсной генерации на сеточных генераторах и  их смешение в спутных струях.
         Данная технология разрабатывалась специально для тушения быстроразвивающихся послеаварийных пожаров воздушных судов на земле, где высокая скорость пожаротушения является жизненно необходимым процессом, поскольку воздушные суда конструктивно выполнены из материалов с низким пределом огнестойкости, в процессе горения авиационных материалов выделяется высокая тепловая энергия значительно ускоряющая процесс горения, разрушения конструкций, что увеличивает вероятность гибели людей, доводя аварию до катастрофических последствий.
         Опыт тушения пожаров авиационных топлив с помощью установок «Пурга» показал на возможность ликвидации горения на любой площади воздушно-механическими пенами на основе обычных экологически чистых пенообразователей российского производства, за время 30-60 сек., то есть за тот период, когда еще имеется большая вероятность спасения жизни пассажиров и экипажа, оборудования и материальных ценностей, а также самой авиационной техники.
         Данный способ и устройство его реализующее, а именно установки «Пурга», был недавно проверен на крупнейших в мире за последние 10-20 лет огневых натурных испытаниях в г.Атырау, Республика Казахстан (июнь 2010г.).
Во время данных испытаний был сымитирован пожар разлитого дизельного топлива на площади 2000 м2. Испытания проводились в солнечную погоду при температуре 400С.
Для тушения пожара применялись установки УКТП «Пурга 30» и УКТП «Пурга 10». Суммарная производительность установок составила 80 л/с.
         Интенсивность подачи воздушно-механической пены составила 0,04л•с/м2, что в 2 раза ниже нормативной интенсивности подачи требуемой согласно принятых норм и правил по тушению нефтепродуктов как в России, так и за рубежом.
Несмотря на незначительную интенсивность подачи, пожар был ликвидирован с помощью установок «Пурга» за 1,5-2 мин.
Данными испытаниями доказано, что технология тушения пожаров комбинированным способом, то есть одновременной подачей пен различной кратности, обладает высокими возможностями, чем используемые сегодня подразделениями пожарной охраны штатные средства пожаротушения.
         Поэтому разработка технических средств подачи пен большой производительности и дальнобойности на основе технологии ООО НПО «СОПОТ» и обеспечивающих одновременно комбинированную подачу не фторсодержащих огнетушащих пен, имеет высокую перспективу.
         Одним из наиболее взрывопожароопасных мест нефтедобывающих платформ или крупных морских судов являются вертолетные посадочные площадки.
         Практика тушения пожаров на объектах авиационной техники, в том числе на вертолетах, показывает, что нормативные требования к проектированию систем противопожарной защиты вертолетных площадок являются заниженными. Они построены в основном на знании процесса тушения пожаров легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, при которых не учитывается такой параметр, как динамика развития послеаварийного пожара самого вертолета на вертолетной площадке и скорость тушения разлитого топлива в сочетании с необходимостью одновременного охлаждения горящих металлических конструкций вертолета, а также интенсивности ветровых нагрузок (воздействие ветра) в районе вертолетной площадки морского судна или нефтяной платформы. Неучитывание этих параметров приводит к резкому снижению уровня противопожарной защиты объекта.
         Из-за отсутствия эффективных средств пожаротушения и не своевременного принятия мер по борьбе с пожаром, 14 мая 2001г. полностью сгорел военный вертолет Ка-27 ПС, вертолет Ми-8 авиакомпании «Нарьян-Марский объединенный отряд» 25 августа 2004г. в Ненецком автономном округе. Отсутствие эффективных средств пожаротушения привело к катастрофе на посадочной площадке разведочной скважины №774 Воргенского месторождения 2 июля 2008г. В результате этой катастрофы 9 пассажиров погибло, а 4 пассажира и члена экипажа получили травмы и ожоги различной степени тяжести.
         Как правило, в процессе проектирования противопожарной защиты вертолетных площадок за расчетную интенсивность подачи и удельного расхода водопенных средств, принимается величина равная 0,09л • с/м2. Этого количества совершенно не достаточно для обеспечения процесса тушения пожаров на вертолетной площадке. Нормативная интенсивность подачи должна быть по меньшей мере в 1,5-2 раза выше.
         Вместе с тем, используя новую технологию одновременной подачи пен низкой и средней кратности, можно добиться существенного увеличения скорости пожаротушения даже при использовании не фторсодержащих пенообразователей.
Такую возможность обеспечивают установки «Пурга».
         В основе концепции противопожарной защиты вертолетной площадки положено создание автоматической или полуавтоматической системы пожаротушения с использованием установок «Пурга». При этом в составе этой системы предлагается использовать автономный пожарный модуль контейнерного типа (АПМКТ) с установками «Пурга», размещение которого должно быть максимально приближено к вертолетной площадке.
         В состав системы входят:
                  1.Насосная станция с дизельными или электрическими двигателями, производительность насоса определяется в каждом конкретном случае при проектировании. Станция должна иметь запас воды и раствора пенообразователя достаточный для обеспечения 100%-ого тушения на расчетной площади.
                  2.Система трубопроводов (сухотрубов) и средств подачи сигнала и включения насосной станции и подачи пены на площадку.
                  3.Система кольцевого трубопровода с размещенными на нем установками «Пурга» ориентированными таким образом, чтобы обеспечивалось одновременное создание слоя пены на площадке и охлаждение конструкций вертолета в горящей зоне площадки.
         Натурные испытания образцов автономной системы пожаротушения вертолетной площадки с использованием вышеупомянутой техники, показали ее возможность обеспечения пожаротушения до наступления катастрофических факторов.

<<<Назад


196070, РОССИЯ, Санкт-Петербург, а/я 87
Тел./факс: (812)464-61-41 e-mail: sopot@sopot.ru
Новости О фирме Хроника Продукция Применение Сертификаты Дилеры Официальное представительство в России Заказчики Статьи Контакты