newПожарная защита на мини-заводах
по производству СПГ

РУССКИЙ ENGLISH

Автономная система ликвидации крупномасштабных пожаров на объектах морского и берегового базирования

 

Изображение
            В последнее время в ряде ведущих стран мира возросла активность по проектированию строительству новых или реконструкций существующих нефтегазодобывающих комплексов, нефтеперевалочных терминалов, буровых платформ для освоения месторождения континентального шельфа, причалов и прочих объектов береговой инфраструктуры.
            Не меньший интерес проявляется и к системам ПРО (противоракетной) и ПКО (противокосмической) обороны, плавучим и стационарным атомным энергоблокам и комплексам, военному и авианесущему и танкерному флоту.
            В этой связи является актуальным вопрос о создании надежных систем обеспечения «живучести» этих дорогостоящих и чрезвычайно сложных  с научной и инженерно – технической точки зрения объектов и в частности вопрос об эффективной (своевременной) ликвидации пожаров.
                      
Большинство отечественных и зарубежных проектировщиков используют в качестве базовых параметров для расчета стационарных систем пожаротушения расчетную площадь тушения пожара и интенсивности подачи огнетушащих веществ. Умножая эти величины, получают требуемые расходы огнетушащих средств необходимых для тушения пожара на некой теоретической (иногда произвольно взятой) расчетной площади. При этом не рассматривается вопрос ни о влиянии ветра (если пожар происходит на открытом пространстве), ни о необходимости обеспечения пожарной защиты объектов находящихся внутри площади (например, если речь идет о тушении вертолета на вертолетной площадке).
УКТП "Пурга" 300
Изображение
            Ряд проектировщиков в качестве основного огнетушащего средства закладываются в проекте использования воды даже там, где ее применение может фактически привести к распространению пожара, а не к тушению (например, для орошения пространств с авиационной или автомобильной техникой). Другие специалисты рекомендуют только пену низкой кратности (Кп=7) или только пену средней кратности (Кп = более 50-70), даже не смотря на то, что практика и результаты научно- исследовательских и опытно-конструкторных работ показывают, что наиболее высокой огнетушащей эффективностью обладают пены кратностью 20-40.
            Ошибочность приятных решений усугубляется включенным в проекты пожарной защиты оборудования и средств использующих огнетушащие пенообразователи на основе фторсодержащих компонентов, типа AFFF (Aqueous Film Forming Foam), который на самом деле подтвердил свою огнетушащую эффективность на реальных крупномасштабных пожарах, как на морских, так и на береговых объектах, а даже наоборот, способствовал нанесению ущерба окружающей среде из-за своей высокой (см. инцидент в Мексиканском заливе) экологической опасности. Кстати сказать, уже почти 10 лет как производство фторсодержащих пенообразователей запрещено комитетом ООН по экологии и окружающей среде.
            Причиной неэффективности проектных решений по пожарной защите взрывопожароопасных объектов на наш взгляд, является именно то, что за основу расчетов принимается не требуемая (необходимая) скорость пожаротушения на конкретном объекте, а интенсивность подачи и расчетная площадь.
            По нашему мнению, за основу исходных данных для проектирования должно быть взято минимальное время, за которое на объекте должны быть созданы условия не только для локализации, но и для ликвидации пожаров. Этот параметр может быть получен на основе предварительных исследований динамики развития и физико– химических процессов горения на защищаемом объекте и воздействия факторов пожара на конструкции   оборудования и аппаратов, находящихся на объекте, а также и на окружающую среду.
            Так, например, при тушении авиационной технике, в частности вертолетов, следует иметь в виду, что конструкции вертолета выдерживают воздействие открытого пламени в течение не более 30-40с. При более продолжительном пожаре внутри вертолета создаются критические для жизни людей условия, конструкционные материалы вертолета начинают разрушаться, сосуды и аппараты под давлением (вооружение и боеприпасы) начинают взрываться, создавая катастрофическую угрозу пространству.
            Таким образом, в частном случае, например при разработке концепций защиты вертолетных площадок надо исходить из того, что пожар должен быть взят под контроль, и в лучшем случае, потушен за время не более 1 мин., не зависимо от той площади, на которую распространился пожар.
Изображение Изображение

            Например, если предположить, что площадь пожаротушения есть величина постоянная (в случае вертолетной площадки ограничена комингсом размером 20х20 м, т.е. 400м2), а требуемое время тушения 30-40 сек., то следовательно скорость тушения должна быть не менее 10-13 м2/с.
            Именно этот параметр дает возможность подобрать то пожарное оборудование которое обеспечивает одновременное тушение, охлаждение конструкций и недопущение развитие пожара или повторных воспламенений на защищаемой площади в требуемое время.
            Данный подход был принят ООО НПО «СОПОТ» за основу при проектировании и разработке комплексной системы ликвидации пожаров на объектах морского и берегового базирования повышенной взрывопожароопасности.
            Система реализует новую технологию подачи огнетушащих пен различной дисперсности и кратности, т.е. обеспечивает одновременную подачу струй пен низкой и средней кратности или распыленных струй воды на повышенное расстояние.
            Одним из основных элементов системы являются ее конечные агрегаты (лафетные стволы), от эффективности которых зависит время тушения пожара.
            Это установки комбинированного тушения пожаров УКТП «Пурга», количество и мощность, которых также подбирается расчетом.
            Так, к примеру, для защиты палубы нефтяной платформы и вертолетной площадки могут использоваться лафетные стволы УКТП «Пурга» 100, УКТП «Пурга» 150 или УКТП «Пурга» 300.
            Созданные на базе НИОКР установки обеспечивают подачи пены низкой и средней кратности на расстояние от 100 до 170м. Производительностью от 100 до 135 л/с.
            Установки управляются дистанционно. Управление осуществляет оператор, находящийся в модуле.
            Возможно применение робототехнических комплексов на базе УКТП «Пурга» с повышенной огнетушащей эффективностью.
            Учитывая р адиус действия разработанных установок, в среднем составляющий до 150м. и  с учетом потерь огнетушащего вещества в полете, расчетно-защищаемая площадь составляет до 15000 м2.
            Для выполнения заданных целей разработаны Автономные Пожарные  Модули Контейнерного Типа (АПМКТ), основной целью которого является обеспечение подачи воды растворов пенообразователя требуемого расхода и давления к пожаротушащим установкам.
Автономный пожарный модуль контейнерного типа (АПМКТ)
Изображение              Основным элементом комплекса является дизель-насосная станция, расположенная внутри стандартного морского контейнера. Контейнер теплоизолирован. В верхней его части размещается лафетный ствол УКТП «Пурга» 300 с дистанционным управлением.
            Расчетная мощность двигателя составляет около 600 кВт. Производительность насосного агрегата более 1000 м3/ч. Развиваемый напор – 120-160 м.
            Контейнер снабжен топливным баком с запасом на 3-4 часа автономной работы. Запуск двигателя стартерный, от собственной аккумуляторной батареи.
            Модуль снабжен автономной системой пеносмешения, которая обеспечивает подачу 3-6% раствора пенообразователя. Используемый пенообразователь синтетически или углеводородный российских производителей.
            В систему входят емкость для воды и пенообразователя, количество которых определяется расчетом и должны обеспечивать тушение пожаров на всей защищаемой территории в заданное время.  


<<<Назад
ISSN 0236-4468. Пожарная безопасность. 2012 №2
ст. 204-205

196070, РОССИЯ, Санкт-Петербург, а/я 87
Тел./факс: (812)464-61-41 e-mail: sopot@sopot.ru
Новости О фирме Хроника Продукция Применение Сертификаты Дилеры Официальное представительство в России Заказчики Статьи Контакты