newПожарная защита на мини-заводах
по производству СПГ

РУССКИЙ ENGLISH

ИР 7(691) за 2007 г.
ИДЕИ И РЕШЕНИЯ
 

ДАЛЬНОБОЙНАЯ "ПУРГА"

      Глобальное потепление тому виной, интенсификация опасных производств, людская ли халатность — судить специалистам, но пожаров, причем все более обширных, губительных и разорительных, становится все больше во всем мире. Горят дома и леса, нефтяные цистерны и суда, арсеналы и самолеты. Гасят их долго, порой эвакуируют множество людей. Хорошо бы гасить гораздо быстрее, причем, если надо, на огромных площадях, а чем? На Западе разработаны достаточно эффективные средства для пожаротушения, например пенообразователи типа AFFF — "Легкая вода". Но эта "вода" отнюдь не легка для экологии, поскольку основана на далеко не безвредном, особенно при производстве, фторе, а также весьма тяжела  для кармана: она раз в 5—6 дороже отечественных углеводородных пенообразователей. Но наши недостаточно эффективны, ими сложно тушить мощные пожары. Об этом — ниже.
        Еще лет 20 назад перед  советскими "пожарными" учеными была поставлена задача разработать эффективные средства быстрого тушения  пожаров на самолетах в случае аварии при посадке. Деваться было некуда: Международная организация гражданской авиации  (ИКАО) категорически требовала (и сейчас требует) установки во всех аэропортах средств пожаротушения, действующих именно на основе фтористых пенообразователей как наиболее эффективных. А для нас они были разорительны. В одном из институтов пытались создать подобный же отечественный препарат, да что-то не очень получилось. А военный специалист по пожаротушению Г.Куприн, изучив физико-химические процессы горения и тушения огня, счел этот путь тупиковым и решил, что вполне возможно усовершенствовать многочисленные отечественные, экологически чистые и безопасные для здоровья противопожарные средства, уже имеющиеся в наличии, так чтобы они не только не уступали, но и превосходили дорогие зарубежные.Г.Куприн показывает мощную и дальнобойную 'Пургу', способную потушить пожар на расстоянии до 100 м.
        Оказывается, обычный углеводородный пенообразователь может быть не менее, а может, и более эффективным, чем фтористый. Но для этого образуемую им пену нужно доставить в зону горения, иной раз на весьма внушительные расстояния. Она слишком легка и воздушна (фтористая раз в 7 плотнее), что очень хорошо для тушения пожара, поскольку такая пена  мгновенно обволакивает большие горящие объемы и быстро подавляет огонь. Но попробуйте закинуть пушинку подальше. Не получается? Вот и этакая легкая пена далеко не летит. Длина струи из обычных наших огнетушителей не превышает 5—8 метров. Подойдите-ка на такое расстояние к тому же горящему самолету! 
        Геннадий Николаевич занимался теорией и практикой борьбы с огнем еще со студенческой скамьи: он закончил соответствующее военное училище в Ленинграде, затем "пожарный" факультет Московской академии МВД.
Темой его кандидатской диссертации было как раз тушение послеаварийных пожаров самолетов на земле. Сейчас Куприн — полковник запаса, автор десятков патентов и генеральный директор Санкт-Петербургской фирмы НПО "Современные пожарные технологии" (СОПОТ). Еще в 80-е г. он решил заняться механикой образования нефтористой пены и доставки ее на далекие расстояния. Многое удалось сделать уже тогда. Но лишь недавно ему и его коллегам по СОПОТу удалось разработать самые эффективные в мире установки "Пурга", способные забросить эту пену на расстояние до 100 м. Модернизированные установки этого типа были впервые показаны на проходившей в Москве в павильонах ЗАО "Экспоцентр" выставке "Высокие технологиии XXI века", где вызывали постоянный интерес специалистов.Ручная 'Пурга' с успехом заменит обычный огнетушитель.
        В обычных установках во всем мире пена образуется при подаче раствора на мелкую сетку, откуда подсасываемый воздух, проходя сквозь сетку, доставляет пену к месту назначения. Естественно, сетка становится препятствием для воздушной струи и снижает дальность полета тем значительнее, чем пена легче. Куприн и его коллеги научились преодолевать это сопротивление. Механическим путем они создают на сетке знакопеременную пульсацию, сетка как бы вибрирует, благодаря чему образуется то легкая, то тяжелая, плотная пена (ноу-хау). Но этого мало. В СОПОТе созданы необычные "комбинированные" стволы, поливающие огонь комбинацией из легкой и тяжелой струй пены. Они устроены так, что получаемая тяжелая пена становится как бы транспортером для пены легкой. Тяжелая подхватывает и вбирает ее в себя, перемешивается с ней в полете (получается эдакая раздробленная струя) и мчит на расстояние до 100 м, доставляя туда свою легкую, самую эффективную для тушения огня "коллегу" (также ноу-хау). При этом возникает весьма важный эффект. Тяжелая пена резко охлаждает места, куда комбинированная струя попадает (лучистый тепловой поток падает до нуля, повторное возгорание практически исключено), и одновременно происходит изоляция горения от окружающего воздуха, что резко уменьшает время тушения. Как бы подготовив площадку для битвы с огнем, вроде тяжелой ариллерии, тяжелая пена "гибнет" и уступает место доставленной ею же "пехоте" — легкой пене, которая окончательно, очень быстро и весьма эффективно побеждает самый сильный пожар 
         Судите сами. Недавно в Польше было проведено совместное испытание "Пурги" с современными американскими, немецкими и французскими системами пожаротушения. Западники использовали свои фтористые пенообразователи, которые они собирались "впарить" полякам, а наши — весьма дешевые, но  увы, крайне малоэффективные углеводородные польские. И что же? 200 м2 огня французы и немцы потушили за 2 мин, американцы за минуту, а наши за 10сек! И это, повторяю, дешевеньким пенообразователем, с безопасного расстояния 20 м, тогда как конкуренты вынуждены были подходить чуть не вплотную к огню и действовать вчетвером, а "Пургой" руководил всего один оператор. С тех пор западные конкуренты подобных соревнований избегают. Сегодня поставки "Пурги" идут уже в Голландию, Чехию, ту же Польшу, Венгрию и другие страны ближнего и дальнего зарубежья.
       Разработано несколько вариантов "Пурги" различной мощности, способных забрасывать струю на разные расстояния, но не менее 20 м, есть даже варианты весом всего 6—8 кг. Новейшая, сейчас патентуемая ручная установка позволяет не подавать растворы по рукавам, как обычно (иной раз приходится тянуть их на немалые расстояния), а получать пенообразователь прямо на месте, в канистре. Такие особенно пригодятся в поездах, самолетах и даже автомобилях.
         В настоящее время в первую очередь "Пурга" используется для тушения огня на объектах нефтяной и нефтехимической промышленности,  в лесах, на складах боеприпасов, энергетических объектах, пожаров в тех же самолетах, разумеется, на судах, в терминалах. 
        Недавно проведены испытания, доказавшие, что новыми системами весьма эффективно тушить пожары в жилых домах, поскольку пена, доставляемая на большую высоту (до 30 м) с земли или управляемой дистанционно установкой, закрепленной на пожарной лестнице (есть и такой вариант), наносит внутренним помещениям куда меньший ущерб, чем обычно заливаемая туда вода. Сегодня такая система уже внедряется на некоторых московских высотках, где она устанавливается стационарно и способна срабатывать автоматически от датчиков дыма, температурных и даже визуальных аномалий. Заметила вращающаяся по заранее заданной программе тепловизионная камера огонь — врубила также вращающуюся "Пургу", и пока по тревоге, поднятой ею же, прибегут пожарные, она уже огонь потушила. 
        Сейчас "Пургу" усиленно заказывают для пожарной охраны атомных электростанций, аэропортов, где горящий самолет надо потушить за 1—2 мин, для нефтегазовой промышленности и многих других объектов. Не удивительно: новые установки вдвое дешевле зарубежных, экологически гораздо чище и куда безопаснее — к огню близко подходить не надо. Будем надеяться, что широкое внедрение различных типов этого огнеборца поможет резко сократить наши потери, связанные с огнем, — материальные и, главное, людские.
Тел./факс (812) 464-61-41, Куприн Геннадий Николаевич.

О.СЕРДЮКОВ

<<<Назад
(c) Журнал Изобретатель и Рационализатор.
(c) http://www.i-r.ru/

 

196070, РОССИЯ, Санкт-Петербург, а/я 87
Тел./факс: (812)464-61-41 e-mail: sopot@sopot.ru
Новости О фирме Хроника Продукция Применение Сертификаты Дилеры Официальное представительство в России Заказчики Статьи Контакты